Среда
2024-04-24
11:31 AM
Вход на сайт
Поиск
Мини-чат
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 24
Друзья сайта
  • Сайт гимназии №16 г.Тюмень
  • Образовательная система «Школа 2100»
  • Система развивающего обучения Занкова
  • Программа "Мир моих увлечений"
  • Математика в интерактивной форме
  • «Мои ученики будут узнавать новое не от меня; Они будут открывать это новое сами. Моя главная задача – помочь им раскрыться и развить собственные идеи»
    Иоганн Генрих Песталоцци

    Здоровая еда или как правильно жить!

    Изменения климата в Тюмени.

    Вода - источник жизни нашей планеты. Береги её!


    Что мы понимаем под проектами?

    Для чего нужны проекты?

    В чем особенность нашего подхода к работе над проектами в начальной школе?

    Где можно более подробно познакомиться с работой над проектами?


    Что мы понимаем под проектами?

    Мы сторонники использования единых общепринятых терминов. Существует научная дисциплина «Управление проектами». В ней есть определение, что такое проект: «комплекс взаимосвязанных мероприятий, предназначенных для достижения определенной цели в течение заданного периода времени и в рамках выделенного бюджета». В этой же дисциплине говорится о признаках отличия проектной деятельности от других видов деятельности:

    • направленность на достижение конкретных целей,
    • координированное выполнение взаимосвязанных действий,
    • ограниченная протяженность во времени с определенным началом и концом,
    • в определенной степени неповторимость и уникальность.

    По этим признакам мы и отличаем работу над проектами от других занятий.

    Если классифицировать проекты по видам конечного результата, то получится следующая картина:

    • изделия: результат – изделие, поделка, конструкция, в том числе информационная продукция (книга, мультфильм, открытка, песня, и т.д.),
    • мероприятия: результат – само проведенное мероприятие (праздники, викторины, конкурсы, показы мод, концерты, соревнования),
    • решения проблем: результат – решённая проблема,
    • исследования: результат – самостоятельно полученные новые знания.

    Если результат проекта – обзор источников информации по какой-либо теме, то такой проект мы назовём информационно-аналитическим. Одни проекты могут быть составной частью других. Например, в работе над проектом «Спектакль» может быть выделен проект «Костюмы к спектаклю». В этом примере проекты названы по своему конечному результату. Особый вид проекта – учебный проект. Его результат – новые знания, полученные участниками проекта. Чтобы стало понятно, что участники проекта как следует изучили какую-то тему, им предлагается включить в проект разного рода действия с этими знаниями:

    • решить какую-либо проблему по изучаемой теме,
    • провести исследования и получить какие-то новые знания по этой теме,
    • применить полученные знания при создании изделия (в т.ч. информационного) или при проведении мероприятия.

    Обычно названием учебного проекта становится название изучаемой темы. Мы предлагаем не ограничиваться только учебными проектами, а использовать в учебном процессе разные виды проектов. Работа над проектами предполагается в основном во внеурочное время.

    Для чего нужны проекты?

    Прежде всего мы рассматриваем работу над проектами как способ формирования общих учебных умений (универсальных учебных действий):

    • организационных (регулятивных),
    • интеллектуальных (познавательных),
    • оценочных (личностных),
    • коммуникативных.

    В соответствии с требованиями нового стандарта по окончании начальной школы предполагается оценивание сформированности у школьников универсальных учебных действий. Организация массовой работы школьников над проектами позволит существенно дополнить усилия учителей по формированию универсальных учебных действий на уроках по базовым дисциплинам и в результате позволит продемонстрировать хорошие показатели в итоговой диагностике. Кроме того, работа над проектами позволяет:

    • обрести ученикам ощущение успешности, с одной стороны, независящее от успеваемости и, с другой стороны, не на пути асоциального поведения,
    • научиться применять полученные знания,
    • организовывать сотрудничество с родителями на регулярной основе.

    Главное в работе над проектами – научить школьников создавать и реализовывать свои замыслы. Это очень важное умение.

    В чем особенность нашего подхода к работе над проектами в начальной школе?

    Двухкомпонентная организация проектной деятельности: работа над темой и работа над проектами.

    Компонент 1. Работа над темой. (Узнаём.) Дети собирают сведения по какому-либо направлению изучения темы. По завершении обмениваются найденными знаниями.

    Компонент 2. Работа над проектами. (Делаем.) Дети работают над разными проектами (поделки, мероприятия, исследования), имеющими какое-либо отношение к теме. 
    По завершении представляют готовые проекты.

    Сочетание общей дисциплины и свободы выбора.

    Дисциплина: одна тема на всех, общее время перехода от работы над темой к работе над проектами, общее начало работы над новой темой. 

    Свобода выбора: свободный выбор своей индивидуальной темы (в рамках общей темы), свободный выбор проектов.

    Этапы проектной деятельности

    1. Выбор учителем общей темы класса и знакомство детей с общей темой.
    2. Выбор детьми своих тем в рамках общей темы класса.
    3. Поиск информации по выбранным детьми темам.
    4. Завершение работы над темой – оформление найденных сведений.
    5. Выбор учениками проектов.
    6. Работа над выбранными проектами.
    7. Презентации проектов.

    Где можно более подробно познакомиться с работой над проектами?

    Это можно сделать с помощью пособия по проектной деятельности в начальной школе «Всё узнаю, всё смогу». Пособие предназначено для учеников начальной школы (1–4 классы), их учителей и родителей, направлено на освоение работы над проектами в начальной школе и ориентировано на формирование универсальных учебных действий (общих учебных умений) школьников. Популярно изложенные и проиллюстрированные истории из жизни одного класса, связанные с работой над проектами, позволяют объединить представления учеников, их учителей и родителей о проектах и организовать в классе работу над ними.